Второй тур президентских выборов в Турции, который состоится в воскресенье несмотря на явно угасший к нему интерес среди российских наблюдателей оставляет пространство для интриги. Пусть шансы на победу у Кылычдароглу и сократились где-то до 30%, но некоторое пространство для маневра остается.
По крайней мере декларативно, но скорее и фактически оппозиция за прошедшие две недели постаралась перестроить и наладить работу своих наблюдателей, признав ее в первом туре мягко говоря не особенно блистательной. Напомню, что без наблюдения и контроля осталась пара десятков тысяч избирательных участков, зачастую в глубинке, где простор для манипуляций выше.
Сам оппозиционный кандидат резко нарастил агрессивность своей риторики и начал борьбу за националистический электорат, недовольный наплывом беженцев из окружающих Турцию кризисных регионов и обвиняющий в этом Эрдогана. Хотя тут встает вопрос, как такой риторикой не отпугнуть проголосовавших в большинстве за оппозицию в первом туре курдов? Впрочем и сам Эрдоган давно заигрывает с этими избирателями и результат соревнования на националистическом поле мы скоро увидим.
Встает вопрос мобилизации и демобилизации избирателей - с одной стороны оппозиционный электорат, разочаровавшись в возможности победы может не прийти, с другой и часть провластной публики может проигнорировать выборы в расчете на гарантированную победу Эрдогана.
Коалиция в поддержку "третьего кандидата" - Огана фактически поделилась пополам, сам он поддержал Эрдогана, одна из партий коалиции - оппозицию, ну а пять процентов избирателей сейчас думают и решают самостоятельно, слушая выступления резко поправевших за две недели кандидатов. Иронично, если в борьбе за пять процентов националистов они потеряют бОльшее число не симпатизирующей подобной риторике избирателей.
Ну и экономика - после первого тура на возросших шансах эрдогановской победы биржа и турецкая лира ожидаемо просели, "поблагодарив" Султана за его "мудрую" экономическую политику и предвкушая уже практически неизбежный кризис после выборов, когда столкнутся специфические эрдогановские экономические представления и истощение национальных резервов, которые были брошены на то, чтобы залакировать и сделать красивой предвыборную картинку. А ведь еще придется расплачиваться по кредитам, платить за поставляемые сейчас Россией в долг энергоносители, выдавать населению обещанные на выборах щедроты и льготы, а так же из каких-то средств восстанавливать пострадавшие от землетрясения регионы.
Победителя ждет экономическое пепелище.
С сожалением приходится признать, что расчеты на "протрезвление" народных масс, что из-за инфляции и кризиса, что из-за землетрясения оказались не совсем верными. Эрдогановская коалиция потеряла несколько десятков мест в парламенте и не взяла президентство в первом же туре, но запас прочности у конгломерата собравшихся вокруг Султана финансовых, религиозных и медийных групп оказался достаточным, чтобы отступить, но не проиграть. И наиболее вероятным сейчас представляется итоговый расклад 52% за Эрдогана и 48% за Кылычдароглу. Если конечно не сыграет часть из перечисленных выше факторов.
Другой вопрос, что создание "идеального султаната" все равно может застопориться, пусть и не сразу. Его могут покачнуть неизбежные в ближайшем же будущем, когда придется расплачиваться по счетам экономические проблемы, или физиологические проблемы стареющего и не очень здорового лидера, или же очередная внешнеполитическая авантюра с очередным "быстрым и победоносным походом".
Сам электорат, на который рассчитывает турецкий лидер меняется, переселяясь из консервативной провинции в города - конечно не все и не сразу становятся там светскими и вестернизированными обывателями, но со временем многие начинают воспринимать новые идеи, впрочем одновременно делая и сами города консервативнее. Так что в будущем возможно возникновение новой Турции - не идеальной западной картинки, каковую представляют убежденные кемалисты, но и не неоосманского религиозного квазисултаната. И будущие выборы далеко не последний этап борьбы, несмотря на все разочарования. Остается наблюдать, как бы ни обидно было созерцать, как очередную страну очередной фантазирующий геополитикой и величием автократ тащит в темный замшелый угол...
! Орфография и стилистика автора сохранены