Был в выставочном зале ГАРФ (Б.Пироговская, 17) на выставке документов "1939 год. Начало Второй мировой войны". Вход бесплатный, по паспорту. Открыта еще три дня — 8, 9, 10 ноября с 12 до 17:15. Пишу потому, что советую сходить. А кто не сможет — посмотрите виртуальную версию этой выставки на портале "Архивы России".
Смотрел (точнее — читал) представленные на выставке документы часа два. Прочел, наверное, 75% представленного. Затягивают.
На выставке проходят экскурсии для посетителей, был свидетелем двух и частично послушал одну из них. Даже посмел немного поспорить с экскурсоводом. К сожалению, не задал ему самый главный вопрос, который возникает, наверное, у любого человека, кого мучит мысль и кто до сих пор думает — ну почему Вторую мировую войну не сумели предотвратить ни правительства Англии с Францией, ни Сталин? Неужели десятки миллионов человеческих жертв (в одном СССР более 30 млн погибших и умерших в результате войны) были ИСТОРИЧЕСКИ НЕОБХОДИМЫ И ВОЙНЫ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ? Кто же в конечном счете виноват, что она была развязана? Думаю, вопросы эти ОБЯЗАТЕЛЬНО возникают у каждого. О своем же незаданном вопросе экскурсоводу я скажу ниже.
Дать представление об экспонатах выставки можно только в самом общем виде. Главным образом на ней представлены копии и подлинники писем 1939 года советских дипломатов и разведчиков и записки и резолюции Сталина. Это и письма министра иностранных дел СССР Литвинова, а после Молотова, адресованные Сталину, это донесения Сталину и Ворошилову советской разведки, сообщения Литвинова Сталину об отношении правительств Англии, Франции, Польши к планам Гитлера по захвату Чехии, Словакии и его планам захвата Польши, переписка советских послов с Литвиновым, донесения советской разведки Сталину и Ворошилову о мобилизации германских войск и т.д., записи бесед министра Литвинова с немецким послом Шуленбургом, записи бесед советских послов с французскими, английскими, немецкими должностными лицами, директивы Сталина Литвинову, директивы Молотова советским послам, фрагменты стенограмм переговоров в Москве 13–21 августа 1939 года руководителя советской военной делегации Ворошилова с военными представителями Англии и Франции на предмет заключения тройственного соглашения Англии, Франции, СССР, гарантирующего взаимную военную и иную помощь в случае угрозы для них, а также для Польши, Литвы, Латвии, Эстонии (кажется, еще кого-то) со стороны Германии.
Собственно говоря, вся выставка посвящена выяснению намерений и дипломатическим шагам и попыткам заключения в 1939 году соглашения СССР с Францией и Англией, гарантирующего совместные действия против Гитлера, если он будет угрожать Чехии, Польше, Прибалтике, Франции, Англии и СССР.
Добиться ясного и устраивающего СССР договора с Англией и Францией по этому важнейшему для сохранения мира в Европе вопросу у Сталина и советской дипломатии, несмотря на все усилия (а документы, которые я прочел, говорят, что усилия советской стороной прилагались немалые), до 20 августа НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Англия и Франция то не давали определенного и устраивающего СССР ответа, то выдвигали совершенно неприемлемые для СССР предложения, то тянули с ответом. Все это действительно видно по представленным на выставке документам.
Но вот наконец, когда 21 августа 1939 года представители Англии и Франции на переговорах в Москве сообщили главе советской делегации Ворошилову, что они получили полномочия и готовы подписать тот Договор, который устраивал СССР (иными словами, сообщили это через Ворошилова Сталину и новому советскому министру иностранных дел Молотову, поскольку прежний министр иностранных дел Литвинов был отправлен Сталиным в отставку незадолго до этого), СТАЛИН ОТДАЛ РАСПОРЯЖЕНИЕ ВОРОШИЛОВУ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ.
И буквально через два дня, 23 августа 1939 года, в Москве по распоряжению Сталина Молотовым был подписан с Риббентропом тот самый Договор с секретным Приложением о разделе Польши, который дал Гитлеру возможность через неделю напасть на Польшу, после чего началась Вторая мировая война.
Я спросил у экскурсовода на выставке: "Почему 21 августа Сталин отдал распоряжение Ворошилову прекратить переговоры с военными представителями Франции и Англии и не подписывать с ними Договор, которого СССР добивался и предлагал подписать в течение почти года перед этим?"
Экскурсовод ответил: "Было поздно. Время для подписания Договора с Францией и Англией было по их вине упущено".
К сожалению, я не догадался задать после этого экскурсоводу вопрос: "А что значит было поздно? ПОЧЕМУ 21 АВГУСТА БЫЛО ПОЗДНО подписывать с Англией и Францией Договор, делающий почти невозможным и маловероятным уже почти полностью подготовленное нападение Германии на Польшу и в последующем Вторую мировой войну? Ведь основное препятствие для заключения тройственного Договора СССР, Англии и Франции — отказ Польши пропустить советские войска через свою территорию в случае нападения Гитлера — было, по словам английского представителя на переговорах с Ворошиловым, по настоянию английского правительства к 21 августа преодолено (об этом я недавно слышал на лекции историка Кирилла Александрова, посвященной событиям 1939 года).
Могу сказать, как я понял это "поздно" для Сталина. На выставке есть два очень интересных и подробных разведдонесения 5-го (если не ошибаюсь) Разведуправления Красной Армии Ворошилову и Сталину, в котором информированный источник из окружения Кейтеля (а Кейтель был очень близок к Риббентропу) дважды сообщал, что Кейтель говорит о планах Гитлера. Сначала аннексия Чехии, потом уничтожение Польши. Потом война с западом — Францией и Англией — и только потом возможна, по словам Гитлера, война с СССР.
Как ни странно — СТАЛИН БУКВАЛЬНО ЭТОГО РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙ, ВИДИМО, И ЖЕЛАЛ И ИМЕННО НА ЭТО РАССЧИТЫВАЛ, ПОДПИСЫВАЯ 23 АВГУСТА 1939 ГОДА ДОГОВОР С ГИТЛЕРОМ вместе С СЕКРЕТНЫМ ПРОТОКОЛОМ, ПОЗВОЛИВШИМ ГИТЛЕРУ ВМЕСТЕ СО СТАЛИНЫМ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ УНИЧТОЖИТЬ ПОЛЬШУ.
Единственно, что мне осталось совершенно непонятным, — ЗАЧЕМ И ПОЧЕМУ ГИТЛЕР 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА НАПАЛ НА СССР, НЕ ОКОНЧИВ ВОЙНЫ С ФРАНЦИЕЙ И АНГЛИЕЙ?
Вообще же смотреть выставку мне было и очень интересно, и морально тяжело. Тяжело потому, что перед глазами были листы документов, рассказывающих и сообщающих о мировоззрении, решениях и намерениях безусловно умных людей, не желавших начинать войну с Гитлером, тем более мировую, не желавших и даже во сне не думавших о десятках миллионов жертв будущей войны, не хотевших разрушения Европы. И тем не менее все они — я имею в виду послов, министров, руководителей правительства Англии, Франции и СССР и Сталина тоже — не договорились о том, чтобы не дать Гитлеру возможности ее начать нападением на Польшу. У каждого из руководителей Англии, Франции, СССР была своя игра и свои причины тянуть с заключением тройственного Договора между ними. Но когда наконец представители Англии и Франции 21 августа на переговорах в Москве сообщили Ворошилову, что они готовы такой Договор, какой хотел СССР, подписать, ЭТОГО УЖЕ НЕ ЗАХОТЕЛ СТАЛИН. И через два дня, 23 августа, он дал Молотову распоряжение срочно подписать Договор с Гитлером, который буквально УМОЛЯЛ СТАЛИНА СДЕЛАТЬ ЭТО ДО 24 АВГУСТА и был готов и пошел на очень серьезные территориальные уступки Сталину при разделе сфер влияния Германии и СССР (определенные секретным приложением), чтобы этого Договора со Сталиным добиться.
Иными словами, СТАЛИН сознательно и намеренно ПОДТОЛКНУЛ ГИТЛЕРА К НАПАДЕНИЮ НА ПОЛЬШУ И НАЧАЛУ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Я не понимаю, почему большинство народа в нашей стране сегодня поддерживает Сталина, если он, подписав 23 августа 1939 года Договор с Гитлером (Договор Молотова и Риббентропа) и отказавшись 21 августа 1939 года от подписания тройственного Договора СССР с Англией и Францией, фактически и развязал этим Вторую мировую войну. Ни о каком выигрыше времени для подготовки СССР к войне с Германией, чем сегодня оправдываются действия Сталина в 1939 году, в представленных на выставке документах речи вообще не идет!
И еще одно замечание. Меня удивило, что ни в одном сообщении советского посланника в Германии министру иностранных дел Литвинову и потом Молотову и ни в одном письме Литвинова Сталину нет НИ ОДНОГО СЛОВА о жестоком и набравшем к 1939 году огромную силу преследовании евреев в Германии. Литвинов и советский посланник об этом в тех документах, что есть на выставке, просто не упоминают! О преследованиях немецких евреев в нацистской Германии и об отношении к этому во Франции и Англии не пишут в своих письмах и донесениях Литвинову и Молотову и Сталину советские послы во Франции и Англии. Не говорит об этом Литвинов, судя по изложению его бесед и с немецким послом в Москве Шуленбургом. Хотя о настроениях в немецком, английском, французском обществе все советские послы и сам Литвинов в адресованных Сталину бумагах пишут.
08.11.2019,
Юрий Самодуров