Значимым результатом минских соглашений стало хрупкое перемирие и фиксация новой, более выгодной для Кремля линии разделения сторон. Все остальное в тексте протокола, подписанного бывшим президентом Украины, швейцарской гражданкой, монетизатором льгот и двумя бомжами, – из области ненаучной фантастики.
Иллюзия сохранения территориальной целостности Украины (без Крыма, разумеется) – тот крючок, на который после провала своего амбициозного проекта Новороссии Путин пытается подвесить украинское руководство. Кремлевской ловушке можно противопоставить только последовательную позицию Украины в отношении Лугандонии и Крыма: это временно оккупированные агрессором территории, у Украины нет военных возможностей их вернуть, рано или поздно она их вернет другими средствами, но сегодня полная ответственность за то, что там происходит, – политическая, экономическая, гуманитарная – лежит на оккупационных властях агрессора.
Моральная и юридическая обязанность украинского государства – обустроить всех своих граждан, желающих покинуть оккупированные районы, и использовать все возможные дипломатические средства для освобождения захваченных украинских граждан, в том числе находящихся на территории России.
Навязываемая же Путиным игра в фиктивную территориальную целостность требует от Украины кроме всего прочего экономически содержать созданную Москвой в ее теле раковую опухоль. Долгое время Украину пугали вторым Приднестровьем. Но получается еще хуже. Молдова, по крайней мере, не финансирует Приднестровье. Для себя же агрессор оставляет белоснежные одежды миротворца-посредника.
Игра в особые статусы, в территориальную целостность, в единое политическое пространство – это все игра на Путина. Никуда он с Востока Украины не уйдет. Очень простой вопрос – границу он отдаст? Никогда. Моторыл своих, шахтеров и трактористов, вооруженных до зубов, уберет? Нет. Он захватил эти территории и намерен их использовать как гнойник внутри Украины для распространения хаоса на всю территорию страны, блокирования европейского вектора ее развития.
Стратегия Путина – задушить Украину не обязательно военными, а по возможности экономическими и политическими средствами, игрой с ней в кошки-мышки, в мнимую территориальную целостность. Не прошло и дня после соглашения о перемирии, как российская сторона предсказуемо нарушила его в районе Дебальцева, а затем и Мариуполя. А их превосходительства полевые командиры – бывшие десятники МММ и смотрящие за копанками – уже начали диктовать Украине целые главы ее новой Конституции и определять внешнеполитические ориентиры украинского государства. Пора выходить из этой заведомо проигрышной игры с шулером и его приблатненными марионетками и признать Лугандонию временно оккупированной Россией территорией.
Украинская армия не может побеждать в наступательных операциях многократно превосходящую ее в ресурсах (людских и материальных) российскую армию. Значит, после прекращения огня надо заявить об отказе Украины решать проблему освобождения Донбасса и Крыма военным путем и нацелить ВСУ на стратегическую оборону вдоль новых линий размежевания с силами агрессора. Эта задача вполне по силам украинской армии.
И, наоборот, для Кремля попытки нового наступления, дальнейшего расширения оккупированной территории, преодоления украинской активной обороны будут стоить очень дорого. Как в масштабах человеческих потерь, неприемлемых для российского общества, так и в экономическом ущербе от резко ужесточившихся санкций. При таком выборе военной стратегии теряют всякую убедительность лукавые аргументы на Западе против продажи Украине оборонительного оружия (радары, дроны, джавелины). Оснащение украинской армии современным оружием не будет способствовать эскалации конфликта, а, наоборот, послужит сдерживающим фактором против дальнейшей российской экспансии.
Что же касается освобождения оккупированных территорий, то Украина, добровольно отказавшаяся от третьего в мире ядерного арсенала, имеет полное право обратиться к мировому сообществу, и прежде всего к гарантам ее территориальной целостности по Будапештскому меморандуму, с настоятельным призывом использовать все находящиеся в их распоряжении дипломатические и иные невоенные средства для возвращения Украине захваченных у нее территорий. США, как известно, одна из трех ядерных держав, подписавших Будапештский меморандум. Есть и еще одна причина, по которой США неизбежно окажутся политически вовлеченными в российско-украинский и другие конфликты, порождаемые реваншистской концепцией "Русского мира". И уже оказались.
Вот уже более года руководство Российской Федерации и его пропагандистские структуры занимаются разнузданным безответственным ядерным шантажом, угрожая применением ядерного оружия по любому поводу. Ничего подобного не было во времена СССР. После экзистенциального опыта кубинского кризиса руководители СССР и США вели себя исключительно ответственно, понимая, что их столкновение станет всемирной катастрофой, и ни в коем случае не позволяли себе запугивать или шантажировать друг друга.
Новое поколение российских руководителей-гопников, вышедшее из питерской подворотни, ведет себя соответственно своему жизненному опыту. Вице-спикер Государственной думы каждый день, возбуждая телевизионный плебс, призывает сжечь Париж, Киев, уничтожить полностью Прибалтику, Польшу, Германию. А альфа-самец "Русского мира" поощряюще похлопывает его по плечику "Здорово зажигает Владимир Вольфович!"
Ядерный шантаж стал важной частью гибридной войны против балтийских стран. Даже самая скромная имплементация духоподъемной программы "Русского мира" потребует изменения их границ. Там же есть русское меньшинство, которое Путин считает своим священным долгом "защищать". Но страны Балтии – члены НАТО, и Альянс обязан прийти к ним на помощь, если они станут жертвой российской агрессии. Объединенные силы НАТО, конечно, могут любых зеленых человечков элиминировать в течение нескольких часов, в каком бы составе они туда ни пришли. Но тогда, как предупреждают российские пропагандисты и эксперты в штатском, Россия будет готова применить ядерное оружие.
Замысел сценария расширения "Русского мира" очевидно таков: угрожая ядерным оружием, вынудить Запад отказать в военной помощи балтийским странам и тем самым не выполнить свои обязательства по 5-й статье Устава организации НАТО. Что означало бы конец НАТО, Запада как субъекта мировой политики и США как мировой державы.
Расчет был на то, что Обама – слабый президент, да и зачем американцам вмешиваться в борьбу за какие-то отдаленные и неведомые им кусочки земли? Политически Москва ставила перед США классический вопрос 30-х годов прошлого столетия: вы готовы умереть за Нарву (Данциг)?
Но НАТО отреагировало достаточно жестко на этот откровенный шантаж. В начале сентября на саммите в Уэльсе было принято решение о дислокации постоянного контингента НАТО на территории Балтии и Польши, и оно сейчас реализуется. Там находятся и американские военнослужащие. Их число там чисто символическое, ну, скажем, 200 человек в Эстонии и Латвии. Но сам факт их присутствия имеет громадное военное и политическое значение. Если вежливые зеленые человечки там появятся, то Россия автоматически вовлекается в полномасштабное военное столкновение с США, которого Москва рассчитывала избежать благодаря своему шантажу.
Разместив своих военнослужащих в балтийских странах и в Польше, американцы переадресовали в Кремль заданный им вопрос: "А вы, г-н Путин, готовы умереть за Нарву?" Путин был взвешен и найден очень легким.
Ядерным шантажом занимаются и персонажи, гораздо более утонченные, чем г. Ж. Например, директор Московского центра Карнеги Д. Тренин, время от времени предупреждающий на страницах респектабельных западных изданий, где и когда загадочные Russians готовы будут применить ядерное оружие.
Частично этот шантаж сработал, когда, услышав о готовности нового шефа Пентагона продавать оружие Украине, Ангела Меркель немедленно вспомнила о недавнем зловещем предупреждении Тренина в интервью Financial Тimes и бросилась в Москву с Олландом в охапке и с новой мирной инициативой к огромному облегчению Путина, находившегося уже более двух с половиной месяцев в тягостной политической изоляции.
Но этот успех не может быть долгосрочным. Кремлевский шантаж только увеличивает вероятность продажи США оружия Украине, несмотря на то что Обама вовсе не расположен был этого делать. Единственная в мире держава, сопоставимая по ядерному арсеналу с Российской Федерацией, не может позволить себе поддаться ядерному шантажу. Так же, как это никогда не позволила бы себе Россия.
P. S.A пока повелитель мух уверен, что он захлопнул свою мышеловку: "Ведь, если вы обратили внимание на минский протокол, там говорится о децентрализации власти, а потом есть сноска – что под этим подразумевается. Так авторы этой сноски – наши немецкие и французские партнеры. Минские договоренности – не только документ, который выработан четырьмя сторонами переговоров. Они закреплены в резолюции Совбеза ООН и приобрели форму международно-правового акта. Пока соблюдаются минские договоренности, необходимости в экстренных мерах нет".